Синь-камень: необыкновенная история и легенды

Если вы отправитесь в палео-тур выходного дня по Ярославской области, вам обязательно расскажут о легендарном Синем камне (Синь-камень) из национального парка «Плещеево озеро».

Вы услышите, что лежит он здесь с тех стародавних времен, когда Русь еще не приняла христианство, а этот камень был для местных племен священным ритуальным объектом, возле которого древние люди молились своим богам, проводили языческие ритуалы. Кто-то приходил попросить у священного камня здоровья, кто-то хотел богатства, кто-то просил помощи в битве с врагом, кто-то умолял камень подарить ему дитя. Так ли это в самом деле? Один ли Синь-камень в Ярославской области, или это собирательный образ? В этой статье вы найдете ответы на эти и некоторые другие вопросы.

Состав Синего камня

Состав камня неоднороден – он имеет мелкозернистую структуру биотитового сланца. Внушительных размеров (около трех метров в длину и двух в ширину) – он за много веков утратил свою угловатость, хорошо окатан и не имеет острых краев. Но поверхность не гладкая, вся покрыта мелкими ячейками и бугорками.
По цвету камень также неоднороден, его поверхность пестрит темно-серыми, серыми и сине-серыми вкраплениями. Что интересно – увидеть темно-синий оттенок камня сможет далеко не каждый – нужно будет дождаться дождя (и обязательно теплого), после которого должно обязательно выглянуть солнце. Только при этих условиях камень покажет вам свой легендарный цвет.

Синь-камень — место силы

Старожилы этих мест рассказывают, что Синь-камень обладает удивительной силой, а рядом с ним постоянно происходит что-то загадочное и необъяснимое:
  • неожиданно пропадают какие-то вещи, животные, а иногда и люди;
  • интернет возле камня практически «не ловит»;
  • даже аккумулятор мобильного телефона не держит заряд, стоит приблизиться к камню, как батарея тут же разрядится.
Верить или нет этим байкам - выбор за вами. Пока реальных людей, якобы “пострадавших” от негативного воздействия камня не нашлось.
Более того: кто-то из местных обязательно шепнет вам на ушко, что камень способен
самостоятельно двигаться. И в доказательство своим словам расскажет историю о
дьяконе Онуфрие, которому священники Борисоглебского монастыря приказали убрать
этот камень с глаз долой, дабы не провоцировать добропорядочных христиан на языческие обряды. В летописях конца шестнадцатого века сказано, что в начале века Преподобный Иринарх Синий дал указание дьякону Онуфрию зарыть его в глубокую яму, вырытую тут же, возле камня. Онуфрий закопал Синь-камень.
Дальше следует две версии развития событий:
  • по одной из них после «погребения» камня дьякон начал сильно болеть;
  • по другой – как только он закопал этот языческий фетиш – он наоборот, тут же излечился от лихорадки, которая до этого очень долго мучила его.
Какую бы версию вам не поведали – исход этого безнадежного дела один – камень выбрался из-под земли и по-прежнему притягивает искателей загадочного и неизведанного.
Но это еще не все приключения Синь-камня. Примерно через сто пятьдесят лет после вышеописанных событий, церковные власти города Переславль-Залесский решили заложить этот камень в основание строящейся церкви. Зимой 1788 года его погрузили на сани и двинулись в путь. Но то ли своенравный валун не захотел такой участи, то ли возчики не рассчитали толщину льда – камень провалился под лед и утонул. Но всего через сто лет он снова, причем, самостоятельно, выбрался из-под воды и занял свое излюбленное место. Кто бы сомневался.
Также местные жители часто рассказывают легенду о том, что когда-то давно камень находился в самой верхней точке Александровой горы. Гора – это, конечно, громко сказано, всего около тридцати метров в высоту, она расположена на самой окраине Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера. В древние времена на вершине горы было языческое капище, и, согласно местной легенде, Синь-камень был частью этого места поклонения древних племен, населявших эти земли. Но во время правления Василия Шуйского и по его приказу камень был сброшен с вершины горы.
Историки скептически относятся к этой легенде, так как никаких документов, подтверждающих эту версию, не сохранилось. Кстати, опровергающих – тоже.

Мифы о Синем камне

Существует множество различных мифов и суеверий, так или иначе связанных с этим «чудодейственным» камнем. Вот некоторые из них:
  • 1
    Синь-камень обладает чудодейственной силой, способной женщину вылечить от бесплодия, а мужчинам вернуть его мужскую силу. Достаточно просто посидеть на камне – и результат не заставит себя ждать. Врачи не советовали бы испытывать на себе такой способ восстановления здоровья; камень холодный, и, скорее, вы получите результат, обратный желаемому.
  • 2
    Если прикоснуться к его поверхности, то вас непременно ждет успех и удача. Но камень капризный, просто так ничего делать не станет. Впрочем, он и не жадный: достаточно небольшого подарочка – монетки или конфетки, и он исполнит вашу просьбу. Кто-то верит. Подойдя к камню, вы обязательно увидите на его поверхности мелкие монетки.
  • 3
    Огромный валун, как оказалось, метеозависим: если ожидается сильное похолодание – он погружается в землю немного глубже, как бы прячется от морозов. Но стоит только пригреть солнышку, как камень тут же выползает из земли и нежится в тепле во всей своей красе.
  • 4
    Вы никогда не увидите на его поверхности снега или льда. Даже в самую снежную зиму, когда вокруг наметает огромные сугробы, на камне снега не будет.
  • 5
    Ну и, конечно, самый интересный миф о том, что этот легендарный камень не любит сидеть на месте и периодически совершает довольно дальние прогулки. Как он это делает, пока что увидеть никому не удалось, но вот рассказов о том, что он периодически меняет свое пристанище, услышите много.

Историческая критика легенд о Синь-камне

Разберемся, что обо всем этом говорят исследователи и исторические документы.

Первое. Согласно сведениям переславских краеведов и «Житие Иринарха Ростовского», местоположением камня указывается овраг возле Борисоглебского монастыря (неподалеку от Переяславля). А известный археолог Дубов утверждает, что Синь-камень находился в овраге неподалеку от Александровой горы. Расстояние между этими двумя оврагами – чуть более пяти километров, странная «прогулочка» для камня, не находите?

Второе. Согласно записям, сделанным в конце семнадцатого века, вес камня определяется в 250 пудов (четыре тонны). В 1985 году провели новый расчет, оказалось, что он значительно «вырос» и весит около двенадцати тонн. Конечно, в семнадцатом-восемнадцатом веках расчеты были не такие точные, но ошибиться в три раза каменных дел мастера никак не могли. Вторая странность?

Третье. Серьезные разночтения о глубине, на которой во время транспортировки по льду утонул Синь-камень. Одни исследователи, что камень затонул неподалеку от устья речки Трубеж возле берега на мелководье. Другие утверждают, что глубина в том месте, где проломился лед, была около двух саженей (четыре метра).Известно, что Плещеево озеро у берегов мелководно, получается, чтобы достичь глубин около двух саженей, сани должны были находиться ближе к центру озера, но никак не возле устья реки Трубеж. Да и не было необходимости двигаться к центру озера. Снова несоответствие.

Четвертое. Коренной переславец Разуваев вспоминает, что в 1972 году, «в год больших пожаров» во время рыбалки возле Борисоглебского оврага он видел в воде «верхушку камня ярко-синего цвета», которая выглядывала из-под воды не более чем на пятнадцать сантиметров. Согласно другим свидетельствам, в 2008 году местные рыбаки видели огромный синий валун на дне Плещеева озера у деревни Криушкино. Снова переместился?
Что же получается в итоге? Камень в самом деле настолько непоседлив, что постоянно куда-то «путешествует»? Или все гораздо проще – есть несколько таких камней с синеватым оттенком, каждый из которых находится на своем месте и никуда не двигается? Второй вариант гораздо правдоподобнее. Получается, что Синь-камень – это собирательный образ нескольких примечательных валунов синего цвета, рассказы о которых местные жители соединили в единое целое. 

Синь-камень в языческие времена

В древние времена на территории нынешней Ярославской области жили племена мерян, именно они изначально избрали Синь-камень объектом своего поклонения. В девятом-одиннадцатом веках на эти земли из-под Новгорода и приднепровья пришли славяне-язычники. Они переняли у мерян многие верования и традиции, в том числе и поклонение Синь-камню.
К сожалению, до наших дней не дошли ни суть, ни характер действий, происходивших во время культовых отправлений возле камня. Но легенды о чудодейственной силе этого древнего валуна живут до сих пор.

Судьба Синего камня в христианское время

После принятия православия часть местных жителей по-прежнему собирались у камня. Жгли костры, веселились, устраивали пляски и песнопения. Монахи расположенного неподалеку Борисоглебского монастыря периодически напоминали переславцам, что это бывшее языческое капище, что христианам не пристало заниматься такими делами, но собраниям особо и не препятствовали.
Вплоть до семнадцатого века, когда, как говорилось выше, священники монастыря не приказали его зарыть. Что местный дьякон Онуфрий и сделал. Но камень недолго пролежал в земле и через несколько десятков лет уже снова лежал на поверхности. Исследователи дают вполне научное объяснение этому факту: камень был засыпан землей на склоне горы, со временем часть грунта осыпалась, да и замерзающая в зимний период земля имеет свойство выталкивать все, что в ней лежит, на поверхность.
В восемнадцатом веке камень вновь решили потревожить – решили использовать его при строительстве фундамента новой церкви. Что произошло при транспортировке, вы уже знаете – камень утонул. Но потом снова вернулся. Он всегда возвращается. С тех пор Синь-камень оставили в покое.

Культ синих камней

У разных народов на разных континентах присутствуют культы камней. Синь-камень на Плещеевом озере – один из многих культовых камней, свидетельствующий о том, что подобные верования существовали и у восточных славян, и у ранее обитавшего в этих местах племени меря.
Широкое распространение культа синих камней подтверждается исследованиями финского этнографа Арьи Альквист, которая еще в 1995 году только в одном Переславском районе зафиксировала целых шесть синих камней (не считая широко известного у озера Плещеево). Это камни:
  • возле деревни Скоморохово;
  • в болотистом лесу недалеко от поселка Релинский;
  • близ деревни Деревково;
  • недалеко от деревни Городище и села Глебовское;
  • рядом с дорогой на подъезде к селу Романово;
  • за речкой Кубрь на небольшом пригорке на самой опушке леса.
Финская исследовательница предположила, что культовые камни мерян получили название «синий» от прозвища Sinivitta (синяя накидка), которое носило верховное божество финно-карельской мифологии Укко. Обычно он представал перед людьми в синих одеяниях. .
Культ синих камней
На синих камнях часто встречаются некие углубления, слегка напоминающие чашу или загадочный след. По мнению советского и российского историка и археолога В.А. Бурова, почитание таких углублений связано с древними культами зооморфных (божества в виде различных животных) и антропоморфных (наделение животных или предметов человеческими навыками, например, умением говорить) предков. Он считал, что такие углубления – своего рода вход в пещеру, где обитает «Мать-гора», а сам валун, где находится этот вход является вместилищем душ, причем, не всех, а членов одного рода. В каждом камне живут души отдельного рода.
Прослеживается явная аналогия между поверьями мерян и других финно-угорских народов о загадочной Стране мертвых, попасть в которую можно только через отверстие в скале или камне, которое наполнено водой. 

Прогулка к Синему камню

В настоящее время народные легенды о Синь-камне начинают усиленно тиражироваться различными туристическими агентствами и справочниками. Синий камень становится одной из ярчайших достопримечательностей Переславщины. Множество туристических маршрутов пролегает через окрестности, где находится сам камень, что не лучшим образом сказывается на его состоянии.
Некоторые туристы не просто приходят к камню или оставляют на его поверхности монетку «на желание», им нужно обязательно унести домой его частичку (отбивают от него небольшие кусочки), либо оставить свой след на нем (наносят различные надписи, иногда несмываемые). Многие посетители сам камень не трогают, но обвязывают кустарник вокруг камня различными тряпочками, ленточками, веревочками, что также не прибавляет растительности «здоровья».
Также, камень очень популярен среди секты родноверов (современные неоязычники). Они приходят сюда во время различных языческих празднеств, приносят дары, устраивают рядом с камнем различные обряды.
В настоящее время вся прилегающая к Синь-камню территория благоустроена и огорожена. К самому камню и дальше, прямо к берегу озера проложен деревянный настил, местные народные умельцы и предприниматели оборудовали вдоль дорожки палатки, где продаются различные сувениры. Вход на огороженную территорию платный, но плата, можно сказать, символическая – летов 2020 года она составляла пятьдесят рублей.