Путевой дворец в Твери

Когда-то давно, когда до величия Москвы было еще далеко, одним из главных городов на Руси была Тверь. На тот момент она была центром княжества, о чем свидетельствуют летописи двенадцатого века. Город был основан в 1135 году князем Владимирским Всеволодом Третьим, приказавшим построить на берегу Волги крепость под названием Твердь. Отсюда и пошло название города.
В свое время в Твери даже был построен Кремль, раскинувшийся на 19 гектаров. Произошло это событие в далеком 1317 году. К сожалению, Кремль был сожжен в 1763 году и впоследствии никто его не восстанавливал. Зато на его месте сейчас расположились и Соборная площадь, и стадион, и Городской сад, и Путевой дворец, о котором ниже и пойдет речь.
Удачное расположение града по пути из Петербурга в Москву в дальнейшем определило его политический статус. Здесь останавливались царские семьи, известные личности, здесь из-под пера великих писателей и поэтов вышли их главные творения.
Вы сможете посетить этот памятник архитектуры во время совершения палеонтологического тура по Тверской и Новгородской областям.

Путевой дворец в Твери: история архитектурного комплекса

Путевые дворцы на территории Руси были не редкостью. В давние времена путешествия были очень длительными и утомительными, так как передвижения возможны были только на лошадях. Независимо от того, насколько комфортной была карета, длительная поездка сказывалась на самочувствии пассажиров. Для того, чтобы государь и члены его семьи могли отдохнуть от дороги, в городах по главным маршрутам были выстроены Путевые дворцы. Там можно было переночевать, а то и провести несколько дней. Всего по Российской империи насчитывали четырнадцать таких построек, но до наших дней дошли лишь девять из них. В Твери Путевой дворец сохранился, и теперь он представляет собой едва ли не главную достопримечательность города и археологическую ценность.
В четырнадцатом веке на том месте, где сейчас находится Путевой дворец, был построен дом архиерея, в Смутные времена он был разрушен. В семнадцатом веке его выстроили по новым канонам, но в результате страшного пожара, в результате которого пострадала чуть ли не половина города, многие постройки превратились в пепелище, в том числе и деревянный Тверской Кремль.
По велению Екатерины Великой город стали восстанавливать не в деревянном его виде, а на манер новой столицы Руси – Петербурга – в камне. Для этого были вызваны лучшие архитекторы и строители, выделены немалые деньги. Впоследствии главная восстановленная после пожара улица получила название – Миллионная, и не мудрено: денежных средств на ее восстановление в самом деле было потрачено очень много.
До сих пор точно не известно, по чьему именно плану строился Путевой дворец. По сохранившимся документам план строительства разрабатывал М.Ф. Казаков, но при этом, для восстановления города была отправлена команда под руководством П.Р. Никитина.
В 1766 году была построена основная часть сооружения, тремя годами позже выстроили боковые флигели, в результате чего здание приобрело П-образную форму. С северной стороны к дворцу примыкал регулярный сад, который благоустроили после окончания строительства. Затем решено было заняться хозяйственными пристройками. В общей сложности, работы по строительству длились тринадцать лет, но уже через два года туда с визитами начала наведываться Екатерина II, которая останавливалась в восточном флигеле, пригодном для проживания на тот момент.
Центральный корпус главной достопримечательности города выполнен в стиле классицизм с добавлениями элементов барокко. Флигели по бокам соединялись с основным сооружением с помощью открытых галерей из дерева.

Реставрация дворца

К началу девятнадцатого века великолепное сооружение утратило свой лоск и требовало реставрации. Как раз в это время произошло радостное событие: в царской семье состоялось бракосочетание сестры Александра I – Екатерины Павловны с назначенным генерал-губернатором Новгорода, Твери и Ярославля. Это и повлияло на дальнейшую судьбу Путевого Дворца. Дело в том, что чета выбрала его местом своего постоянного проживания. Сооружение было решено привести в надлежащий вид. С этой целью из столицы был прислан один из талантливейших архитекторов – Карло Росси.
Под руководством специалиста в первую очередь заменили деревянные галереи, которые соединяли основной корпус с его боковыми флигелями. На их месте были возведены коридоры из камня. Многие элементы декора, на которые время наложило свой отпечаток, пришлось восстанавливать полностью или частично. К садовому фасаду примостился пандус на арках, который вел к террасе на втором этаже.
Строители соорудили оранжерею и распланировали пейзажный парк. На парковой лестнице установили скульптуры. К слову, различные скульптуры и вазоны украшали и пандус. Что касается внутреннего убранства, то парадная лестница, ведущая в главный зал на втором этаже, также подверглась реставрации, а просторные помещения были перепланированы.
На обновившийся дворец и местные красоты специально приезжали полюбоваться многие знаменитые личности: О.А. Кипренский, Ф.Н. Глинка, В.А. Жуковский и др. Конечно же здесь любил бывать и сам император Александр.
Следующие реставрационные работы не заставили себя долго ждать, они проводились с 1864 г. по 1871 г. На тот момент всеми работами руководил архитектор А.И. Резанов, в результате Путевой дворец приобрел несколько вычурный вид. Он был кричаще шикарен: тяги, рустовки, рисунки, вензеля и филенки украшали весь фасад здания. В композиции сооружения появились два просторных балкона.
Во время Великой Отечественной Войны памятник архитектуры был разрушен и разграблен фашистами. На его территории было устроено кладбище. В 1946 г. за реставрацию дворца взялся архитектор И.Е. Бондаренко, приведя его в божеский вид.
В двадцать первом веке о Путевом Дворце снова вспомнили и решили не только отремонтировать само сооружение, но и навести порядок на его территориях. Работы длились с 2012 по 2015 годы, строители подошли к ним основательно. Укрепляли фундамент, производили усиление стен, замену перекрытий. Около 40% кирпичной кладки пришлось заменить.
Восточная башня дворца нуждалась в ремонте больше всего – огромные трещины по стенам и сводам, лопнувшие металлические тяги, просевший фундамент делали эту часть опасной для нахождения внутри. Специалисты усилили конструкцию, вручную разобрали и восстановили кирпичную кладку. После чего смогли установить башню на новые сваи и приняться за фундамент. Дворец за три года пережил колоссальный ремонт. И только потом рабочие смогли приняться за сад, прилегающую территорию и обновление экспонатов в музее.

Интерьеры Императорского Путевого дворца

Такие строения, как Путевые дворцы, были в империи необходимы – расстояния огромны, во время путешествия царские персоны и их свита нуждались в отдыхе. Обычно в качестве временного пристанища для высокопоставленных путешественников строились одно- или двухэтажные здания с простыми условиями, позволяющими передохнуть, переждать непогоду и привести себя и лошадей в порядок.
Поместье в Твери разительно отличается от подобных сооружений. Царица Екатерина, которая была известна своей легкостью на подъем и никогда не засиживалась на одном месте, часто путешествовала из новой столицы - Петербурга в старую – Москву. Однажды она приказала подготовить ей покои в Твери, на месте дома архиерея. Для этого и прислала известного архитектора из столицы.
Талантливый специалист постарался на славу, и вскоре Екатерина уже смогла приехать и погостить в одном из флигелей. Впоследствии дворец был полностью завершен и поражал взгляд своим внешним и внутренним убранством. Конечно, все здесь не раз подвергалось реставрации, ведь время и события не щадят никого и ничего, но то, что воссоздано на данный момент по старым фотографиям и летописям, а также сохранилось и прошло через годы, передает дух того времени, когда в этом месте творилась история:
  • 1
    Парадный зал. Расположился на втором этаже. Стены отделаны белым искусственным мрамором, который считался одним из самых дорогих материалов. Огромные люстры и канделябры, окна под потолком и основные окна с резной облицовкой делали это помещение светлым и просторным. Не обошлось и без каминов в торцовых стенах зала. Уникальная мебель тех времен дополняет композицию интерьера – узорчатые стулья и столики с маленькими фигурками на ножках, канделябры – как отдельное произведение искусства, где каждый миллиметр сделан трудолюбивыми руками, каждая сказочная фигурка на них будто светится вместе со свечами.
  • 2
    Парадная лестница. Ведет из вестибюля в главный зал и является визитной карточкой дома. Пейзажи, которыми она украшена, были написаны итальянскими художниками. Приобретал их сам архитектор Резанов специально для Путевого дворца. Время не пощадило картины, но во время большой реставрации они были полностью восстановлены. На стенах золоченая лепнина в виде императорских вензелей – Екатерины II, по приказу которой строилось сооружение и ее правнука – Александра II, который распорядился отреставрировать поместье. Здесь же изображены и гербы Петербурга и Твери.
  • 3
    Голубая гостиная. Интерьер здесь был утвержден самим Александром I. Для своей сестры Екатерины Павловны он сделал свадебный подарок, который по сей день поражает своим великолепием – гарнитур со сфинксами. Состоит он из семидесяти предметов и был выполнен по индивидуальному заказу мастером Франсуа Гроссе. Изящные торшеры, столики, кресла, диванчики исполнены в светлых тонах и украшены золотыми фигурками сфинксов. Отдельного внимания стоит бело-голубой диванчик и кресла с подставками для ног, которые излучают уют и показывают хороший вкус его первых хозяев.
  • 4
    Лиловый кабинет. Принадлежал самой княгине Екатерине Павловне, портрет которой и украшает эту комнату. В торцевой стене расположился камин с зеркалом и дверцами. Недалеко стоит добротный круглый столик на резных ножках, диванчик и стулья с витыми подлокотниками. По стенам развешаны портреты, а на мебели стоят различные статуэтки – в том числе и с часами. Старинный комод украшают канделябры в виде ангелов и расписная ваза.
  • 5
    Гербовый зал. Название говорит само за себя – на стенах помещения висят гербы Москвы, Петербурга и городов Тверской губернии. Главный символ семьи Романовых расположился над камином. В этом помещении выложена печь, и вся украшена изразцами – смотрится шикарно и полностью соответствует духу царских времен. Кроме того, здесь стоит ларец для хранения грамот - весь резной, с живописными вставками, он представляет собой настоящее произведение искусства. В одном стиле выполнены большая люстра под потолком и светильники на стенах.
Кроме того, всюду во дворце представлены картины известных художников, великолепные скульптуры, которые расставлены на старинной мебели как живые. Известно, что и сама Екатерина Павловна увлекалась живописью, беря уроки у известного Ореста Кипренского.

Адрес и описание памятника архитектуры

После великого пожара в Твери, который уничтожил полгорода, Екатериной Великой было решено восстановить все заново в лучших традициях градостроительства. Ориентируясь на Петербург, Тверь возводили уже в каменном виде, стараясь как можно меньше использовать дерева. Для себя императрица пожелала возвести Путевой Дворец на главной магистрали города – улице Миллионной. Свое название она получила из-за немалых денег, потраченных на стройку. Конечно, до нынешних времен это название не дожило, теперь Путевой дворец обозначен на карте по адресу: ул. Советская, д.3а.
Этот великий памятник архитектуры славится своими интерьерами, архитектурой, картинной галереей, предметами мебели и декора. Все, что есть внутри либо сохранилось с самого основания Дворца, либо воссоздано талантливыми специалистами по тем же самым технологиям в точной копии оригиналов.

Картинная галерея

Была основана в 1866 году в качестве составляющей городского музея. Но вскоре она отделилась от него и начала самостоятельное существование. Произошло это благодаря хорошим накопительным фондам. Уже через тридцать лет ее перенесли в Императорский Путевой дворец, где в настоящее время она занимает три этажа. На данный момент это музей широкого профиля, собравший в себе не только картины знаменитых (и не очень) художников, но и гравюры, скульптуры, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства разных эпох и веяний.
Чтобы полноценно ознакомиться с экспонатами истинным ценителям потребуется не менее двух часов. Что интересно – не все здесь создано именитыми творцами. Есть такие экспонаты, которые заслужили славу по достоинству, но при этом мало кому известны. Найти информацию и фото о них на просторах интернета иногда бывает нереально, остается один выход – посетить Тверскую картинную галерею и сфотографировать.

Дворцовый сад

Свою историю эта достопримечательность начинает с создания Путевого дворца. Императрица желала получать приятные эмоции, выглядывая из окна своих покоев или прогуливаясь по прилегающей территории, поэтому было принято решение при дворце обустроить сад. На тот момент он был разбит в стиле французского классицизма – прямые аллеи расходились веером в сторону Волги.
Но правнуки великой императрицы решили переделать дворцовый сад под свои предпочтения. Дело в том, что сестра императора – Екатерина Павловна была ценительницей прекрасного и имела некоторые художественные умения. По ее желаниям сад реконструировали в стиле зарождающегося романтизма – нового веяния в искусстве.
Но на этом переделки сада не закончились. В 1866 году Императором Александром II было решено произвести полную реконструкцию дворца, переустройство затронуло в том числе и сад. Для работ с последним был привезен садовник Геккель, который за восемь лет совершил полную перепланировку.
Им была создана оранжерея в восточной части сада. Она сменила извечные унылые огороды. Были установлены беседка, терраса, пандус, который связывал дворец и сад. Пандус спускался из лилового кабинета и выходил на аллею до самой террасы на берегу Волги. Кроме того, была установлена различная садовая мебель – композиции из дерева и чугуна: скамьи, столы, кресла и т.д. А уж сколько было скульптурных творений на территории – вот где можно было открывать музей. Для этих целей итальянец Сантин Кампиони создал тридцать два гипсовых изваяния в разных видах – это были люди, сфинксы, вазы, и все они гармонично расставлены вдоль аллей, пандуса и других живописных местах.
Тверской Императорский Путевой дворец не похож на остальные подобные строения, это воплощение моды и стиля прошлых времен. Любимец коронованных особ, примеривший на себя за много десятков лет различные ипостаси, претерпевший множество изменений, разруху и шик. Сейчас он, в очередной раз обновленный и укрепленный радует глаз ценителей искусства и ежедневно принимает их в гости, показывая всю красоту и умения мастеров разных эпох.
Вы тоже сможете насладиться прекрасными видами тверского Путевого дворца и его окрестностей, если отправитесь в палеонтологический тур «За трилобитами», который проводится в Вышневолоцком районе Тверской и Боровичском районе Нижегородской областей. А если путешествие вам понравится – вы сможете принять участие и в других подобных экспедициях по России и ближнему Зарубежью.