Рыбинский мост: история создания достопримечательности

Тур выходного дня по Ярославской области предполагает не только палеонтологическую экспедицию, но и посещение важных в историческом плане и живописных мест региона. Рыбинский мост – красивейшее сооружение на Волге, о чем говорят гости города и сами жители. Вместе с кафедральным собором, стоящим рядом, они являются одними из самых известных достопримечательностей области.
Конечно, он достаточно стар и пережил много реставраций – мелких и покрупнее. Посмотреть на колоссальную работу, которая была проделана за несколько лет не одной сотней людей, будет интересно.

Главная причина постройки

В тридцатых годах двадцатого века население Рыбинска составляло более 120 тысяч человек. Прирост был стремительным из-за грядущего строительства водохранилища. Планировалось затопить Мологский район, а это около семисот сел и деревень, и всех из необходимо было куда-то переселить. В результате большинство людей перевезли в заречную часть Рыбинска. Но школы, детские садики, фабрики, заводы и т.д. находились на противоположном берегу, куда добирались с помощью паромной переправы.

Переправа была нелегким делом, тем более, перевозить приходилось не одну сотню людей. Ухудшало процесс колебание уровня реки – доходило до 7 метров несколько раз за день. Связано это было с запуском ГЭС и непостоянным режимом реки в районе города.
Строительство Рыбинского моста
В стране полным ходом шла индустриализация, которая, в свою очередь, требовала строительства огромного количества новых дорог и мостов. Люди, сплавляясь на лодках, перевозя товары, теряли очень много времени и тормозили все производственные процессы. Одна только транспортировка продукции через плотину ГЭС или через саму реку ежегодно обходилась государству в довольно серьезные суммы, кроме того, терялось драгоценное время. Мост городу был жизненно необходим.

История строительства моста

В 1938 году архитектором Улановым разрабатывается проект моста через Волгу. Строители даже возвели несколько опор, но начавшаяся война приостановила процесс. Только в 1955 г. к проекту вернулись, и в 1963 году мост был построен и принят. Были некоторые недоделки, которые устраняли еще два года после открытия моста.

Первоначальный проект

За строительство взялась организация, которая строила Рыбинскую ГЭС. Изначально в планируемом мосте не предполагалось сооружение арок. Считали достаточным только один пролет для судоходства. Кроме того, инженеры хотели запустить на мост трамваи, потому нужно было проложить через него железную дорогу. Вот здесь чуть не совершили большую ошибку - на трассе еще не построенного моста стоял Спасо-Преображенский собор, который на тот момент функционировал как речной вокзал. Было принято решение снести сооружение.
Стройка началась в 1939 году. Власти бросили клич среди местных жителей, призывая их к совместному созданию легендарной постройки. Людям приходилось после основной работы ехать на стройку. Хоть рабочих рук и энтузиазма было предостаточно, к началу войны смогли установить всего несколько опор. А потом мост ушел на второй план. Это не значит, что строительство было заморожено. Оно продолжалось, причем очень напряженно. Была разработана система наказаний для опоздавших, когда за 20 минут проштрафившегося лишали четвертой части заработка, а за повторное нарушение сажали в тюрьму. Такие методы привели к трагическому событию 11 марта 1943 года, когда толпа людей, не желающих опаздывать, ринулась на буксир и перевернулась. В результате в водах Волги погибло сто семь человек.

Инженерное решение

После войны возведение переправы через Волгу также не стало приоритетным. Все силы были брошены на восстановление инфраструктуры города и стратегически важных объектов. Изменилась смета Волгостроя, откуда вычеркнули финансирование строительства Рыбинского моста.
Властями Ярославской области было написано обращение к самому Иосифу Сталину с просьбой продолжить стройку. В результате сделать это пообещали в следующей пятилетке (1951-1955 г.), но решение было принято только в 1955 г.
Тот проект, который был разработан 17 лет назад, к тому времени устарел. Открывались новые технологии и материалы, что подразумевало создание нового плана строительства. Что касается трассы моста, то по новому проекту Уланова она проходила правее Спасо-Преображенского собора, что и уберегло его от сноса. Хотя, есть мнение, что на сохранение собора повлиял сам Сталин и его отношение к объектам богослужения.
Постройка моста в Рыбинске
Но это не все изменения, которые произошли новом утвержденном плане строительства. Мост теперь был задуман арочный с семью опорами и шестью пролетами. Роль несущих конструкций была отдана сводам. А новые технологии позволяли полностью отливать из бетона отдельные части сооружения.
Кроме того, в те годы в строительстве редко использовали металл, но власти приняли решение отливать ограждения из чугуна в литейных цехах Рыбинска.
По новому проекту к мосту были добавлены и искусственные сооружения – железнодорожный путепровод и мост через Черемуху.
Готовое сооружение было протестировано перед открытием следующим образом: по нему пустили 150 грузовиков с песком. Проверка была пройдена, мост можно было сдавать в эксплуатацию.
Свой день рождения Рыбинский мост, который напоминает всем его увидевшим чайку, отмечает 25 августа. В 1963 году перерезали красную ленту и торжественно отправили первый автомобиль с одного берега на другой, после чего горожане, отделенные друг от друга Волгой, двинулись навстречу друг другу.

Особенности Рыбинского моста

Это один из красивейших мостов через Волгу с уникальной архитектурой. Композиция со Спасо-Преображенским собором делает его яркой достопримечательностью Рыбинска.
Секции моста, будто конструктор, собирали на берегу из отдельных блоков, каждый из которых весил 45 тонн. В пролет они устанавливались с помощью огромного плавкрана. Другие части сооружения отливались из бетона прямо на месте: на основание из арматуры «надевался» деревянный корпус, в который наливали бетон. Этот метод считался наиболее надежным и придавал будущему мосту наибольшую прочность. Здесь же в конструкции практически впервые в строительстве использовали металлические составляющие.
Рыбинский мост и его особенности
Из шести его пролетов два являются судоходными. При этом через второй пролет суда отправляются вниз по реке, а через третий – вверх. Эти два пролета не только выполняют свои прямые функции, но и делают конструкцию похожей на чайку - будто два крыла раскинулись над Волгой.
Судоходные пролеты сдвинуты к правому берегу. Это было сделано по объективной причине: мощный поток ГЭС на повороте замедлялся и по левому берегу намывал большие отмели. В то время как фарватер судов был смещен вправо.

Интересные факты из истории моста

  1. По проекту длина моста составляет 1885 метров. Этот факт выделяет его как самый крупный мост через Волгу. Но нужно понимать, что это сумма длин моста с прилегающими к нему сооружениями (вместе с мостом через реку Черемуху они составляют единый комплекс). «Рабочая» длина Рыбинского моста «всего» 720 метров. 
  2. Во время строительства для возведения конструкции было затрачено более двадцати тысяч кубометров бетона, а ограждения отливали из чугуна (один из первых фактов использования металла в строительстве).
  3. Высота моста до настила составляет 22 метра, до малой арки – 80 метров и до большой арки – 128 метров. Замеры учитываются от уровня воды. 
  4. Архитектор, который разработал проект Рыбинского моста, Евгений Уланов – брат известной советской балерины.
  5. За полтора года до окончания работ и открытия моста произошла трагедия – в воду рухнула арка весом 105 тонн. Бригада, которая там работала, оказалась в ледяной воде. Из 14 человек двое погибли. О происшествии умалчивали до 90-х годов.
  6. Мостотряд №6, который занимался строительством , до сих пор считает Рыбинский мост одной из лучших своих работ. И это несмотря на то, что с тех пор были построены сотни различных конструкций по современным технологиям, по многим параметрам превосходящие это историческое сооружение.
Рыбинский мост в Ярославле
Рыбинский мост уже много лет является визитной карточкой города. Его широкие пролеты напоминают крылья у чайки и видны за много километров. Во время путешествия по Ярославлю у всех будет возможность пройти по историческому месту и узнать его историю.